суббота, 20 февраля 2016 г.

Как научить ребенка любить читать?



Зачем нам книги?

Зачем современному ребенку да и вообще человеку читать книги? Любую информацию сейчас можно получить из интернета или телевидения. Для детей с самого раннего возраста придуманы развивающие мультфильмы, обучающие компьютерные игры. Книги постепенно уходят из нашей жизни, сдавая свои позиции более успешным «конкурентам». Может быть это закономерность, которой не стоит сопротивляться? И все-таки я уверена, что ничто не может заменить человеку книгу. Книги — это не только информация, это кладовая человеческой мудрости, собираемая тысячелетиями. Книги позволяют ребенку выйти за границы своего личного опыта и открывают перед ним увлекательные миры и приключения. Они учат нас мечтать и фантазировать, придумывать образы. И, конечно, книги развивают детскую речь и расширяют словарный запас. Это наши верные друзья и наставники, которые идут вместе с нами по жизни.

Обычная ситуация

Я часто слышу, как родители жалуются, что их дети не любят читать. Например, недавно я была в гостях у знакомой, которая сетовала на то, что ее дочка (6 лет) совсем не интересуется книжками. И это при том, что детская комната девочки «завалена книжками». Действительно, когда я зашла в комнату, то увидела там много книг. Они стояли не только на полках, но и лежали штабелями на столе и других поверхностях. По их глянцевому аккуратному виду было понятно, что книги эти никто не открывал. Они просто присутствовали в комнате как красивые безделушки, сваленные в груду. Когда мы пили чай, я спросила подругу, а читает ли она сама. Она честно призналась, что нет. Не потому что не любит, а потому что «сейчас времени нет».

Такая ситуация — самое обычное дело. Спросите взрослого человека, что он сейчас читает, и он скорее всего ответит вам, что у него совсем нет времени на чтение. Тогда у меня возникает вопрос. Как же мы можем хотеть, чтобы наши дети любили читать, если мы сами не читаем? У нас есть время, чтобы полазить в интернете, посмотреть кино, посмотреть фотки в Инстаграме. И все это наши дети тоже уже умеют делать. Если раньше родители восхищались, что их ребенок научился складывать слоги, то сейчас многие гордятся тем, что их малыш уже в 2 года пользуется I Pad.


Подавайте пример

Для того, чтобы дети проявляли интерес к книгам и получали от них удовольствие, нужно, чтобы сами родители любили читать. Ребенок должен видеть, что хотя бы иногда мама/папа вместо компьютера и телефона берет в руки книгу. Ведь дети —наша копия, они во всем хотят быть, как их взрослые.

Так же важно, чтобы в семье сложилась традиция чтения перед сном. Сложно переоценить роль этого времени. Конечно, намного проще включить ребенку мультик и спокойно заниматься своими делами. Думаю время от времени так поступают все мамы. Я тоже не исключение. Но подумайте, какой прекрасный и удивительный мир вы можете открыть своему малышу, когда будете читать ему. Самое главное, что в это время вы вместе переживаете новые эмоции, чувства и волшебные приключения.

Ходите вместе в библиотеку

Одно время я постоянно покупала детские книги. К сожалению, далеко не все из них оказались хорошими. Нужно сказать, что большое количество всевозможной детской литературы отнюдь не способствовало трепетному отношению моих детей к книгам. Эффект получился противоположенным. Хорошо, что рядом с нашим домом находится детская библиотека. Я решила, что вместо очередного похода в книжный, нужно отправиться с детьми туда. Библиотека — прекрасная возможность научить ребенка уважительному отношению к книгам. Это своего рода  священный храм. Здесь ребенок может полистать разные книжки, познавательные журналы и выбрать именно то, что ему интересно. А еще в библиотеке развивается ответственное отношение к книгам. Ребенок знает, что он должен вернуть книгу, что ее будут читать потом другие дети. Это очень здорово.


Не опережайте события

Помню, что когда мне было около 6 лет, мама начала читать нам с сестрой лирику Пушкина. Именно тогда поэзия захватила меня. Открыв для себя мир «взрослой» поэзии я сразу потеряла интерес к стихам для детей. Когда моей старшей дочери исполнилось 5 лет, я решила, что пора заканчивать с А. Барто и К. Чуковским и можно переходить к Пушкину и Лермонтову. К моему огорчению, дочке совсем не понравились «взрослые» стихи. Она стала наотрез отказываться их слушать. Тогда я поняла, что всему должно быть свое время. Не стоит перескакивать через важные этапы развития детей и опережать события. Ведь сложные и непонятные произведения могут вызвать у них отторжение и нелюбовь к чтению.

Маленькие секреты

 Дети всему учатся быстрее, если преподавать обучение как игру. Процесс знакомства с книгой тоже можно сделать увлекательным. Совсем маленькие дети с восторгом воспринимают музыкальные книги и книги с открывающимися окошками. Важно, чтобы в книгах были красивые качественные иллюстрации, детям очень нравится их рассматривать. Можно купить издания, где используются иллюстрации из любимых мультфильмов. Постепенно можно переходить к более серьезному чтению. Вы можете разыгрывать с ребенком сценки из сказок и рассказов, рисовать полюбившихся героев.

Надеюсь, мой опыт окажется для вас полезным!

2 комментария :

  1. Интересно! А у нас пока в ходу рассматривание всех картинок, деталей в ней, называние зверюшек и т.д. Плюс интересно порисовать понравившуюся картинку. Жду уже периода, когда сказки на ночь можно будет именно читать, а сейчас только рассказываем))

    ОтветитьУдалить