понедельник, 28 марта 2016 г.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»


Христос и грешница

До 15 мая в Пушкинском музее проходит выставка работ немецких художников Лукаса Кранаха Старшего и его сына Лукаса Кранаха Младшего. Выставка получила название «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Сразу предупреждаю, что вызвала ажиотаж среди публики, поэтому если вы захотите посетить ее в выходной день, советую приобрести электронный билет. Он даст вам возможность войти в музей через служебный вход. Билет нужно будет распечатать и обменять без очереди в кассе.

Лукас Кранах Старший  — знаковая фигура для искусства Северного Возрождения. Современник Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна, он привнес новаторские идеи  в немецкую живопись. Более того его работы были заново открыты в 20 веке и оказали влияние на художников авангардистов. Лукас Кранах Младший трудился в мастерской отца и в основном копировал его картины. На выставке представлено 48 живописных произведений и 50 графических работ художников. Несмотря на то, что выставка приурочена к 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего, на ней вы увидите в основном полотна Кранаха Старшего.


Немного терминологии

Мистическое обручение Святой Екатерины

Так как работы Карнахов  находятся на стыке двух стилей— Ренессанса и маньеризма, то для удобства, проясним эти термины. Что такое Ренессанс многие помнят со школьных уроков. Ренессанс еще часто называют Возрождением. Это эпоха, пришедшая на смену Средневековью (14-16 века). Ей свойственен светский характер культуры, большой интерес к человеку как индивидууму и возвращение к ценностям античности. А вот термин маньеризм не так часто встречается в обиходе. Маньеризм (от «maniera» – это манера, прием) сменил Возрождение. Это ответ на кризис, возникший в ренессансной живописи. Для маньеризма характерны дисгармония и экспрессивность. Маньеризм в отличие от Ренессанса выражает человеческую неуверенность и сомнения. Может поэтому этот стиль был так близок художникам 20 века?

Основатель мастерской

Лукас Кранах Старший  родился в 1472 г. семье художника в городе Кронах — отсюда появилась фамилия Кранах. Поскитавшись по свету, он стал придворным живописцем  при дворе саксонского курфюрста в Виттенберге. Художник прожил долгую и, по всей видимости, счастливую жизнь. Ему было пожаловано дворянство, у него всегда было много заказов от знати, он был богатейшим жителем Виттенберга. Кранах основал мастерскую, в которой трудились его сыновья и подмастерья. После смерти Кранаха мастерская перешла его старшему сыну, а потом внуку и т.д. и просуществовала еще 100 лет. Вместе с дворянством Кранах получил герб — крылатого дракона, его мы увидим на каждой картине художника. Между прочем, сыновья и подмастерья Кранаха тоже использовали этот герб в качестве подписи в своих работах, поэтому авторство того или иного полотна не всегда легко установить.

Ближайшем другом Кранаха был Мартин Лютер. Кранах всей душой принял Реформацию. Он создал много портретов Мартина Лютера и его жены, финансировал издание Библии на немецком языке, перевод которой осуществил Лютер.

Новатор в живописи

Юдифь с головой Олоферна

Кранах в своих произведениях выступил как смелый новатор — его композиции ассиметричны, цвета яркие и экспрессивные. Художник писал много портретов. Посмотрите на лица его моделей — Кранах не пытается изобразить их лучше, красивее, чем они есть на самом деле. В  фигурах и лицах объем еще едва проступает, зато полюбуйтесь на фактуру одежды, на складки платьев, манжеты. Больше всего меня поразило насыщенность и яркость цветов и детали, которые так тщательно прорисовал художник. А какие необычные шляпки у дам?! Женщины — это вообще одна из главных тем живописи Кранаха. У художника был свой стереотип женской красоты, которой он повторял из картины в картину — стройная золотоволосая девушка, с высоким лбом и узкими раскосыми глазами. Ее прототипом послужила Сибилла Клевская, жена курфюрста Саксонского. Забавно, что на картине «Юдифь с головой Олоферна» в качестве Юдифи изображена Сибилла, а вот для изображения головы Олоферна моделью послужила голова мужа Сибиллы — герцога Саксонского. Вот он пример безграничной мужской любви.

Революция в немецком искусстве

Венера и Амур

Центральное место на выставке занимает картина «Венера и Амур» написанная в 1509 году. На ней мы видим обнаженную богиню любви, ее бедра лишь слега покрыты прозрачной тканью, что еще сильнее подчеркивает наготу. Из-за фигуры Венеры выглядывает Купидон, подготовив стрелу для выстрела. Эта работа стала первым изображением обнаженной женщины в живописи Северного Возрождения. До этого без одежды изображалась только Ева. Поэтому легко представить себе, насколько откровенным полотно казалось для общества того времени. Наверху картины помещена надпись «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». И все-таки при взгляде на это произведение мысли и чувства возникают совсем противоположенные сделанной надписи.

Мадонна и Христос

Мадонна и Младенец Иисус под яблоней

Как и все его современники, Кранах создавал множество картин на религиозные темы. Его Мадонны — те же златокудрые красавицы. Посмотрите, например, на картину «Мадонна и Младенец Иисус под яблоней», представленную на выставке. Богоматерь здесь большее похожа на сказочную принцессу. Об участи, которая ожидает Христа напоминает только хлеб и яблоко в руках Младенца — символ искупления первородного греха.

Христос и Дева Мария (Мария Магдалина?)


Есть на выставке очень необычная картина — «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина?)». Здесь нестандартная композиция и техника. Фигуры как бы проступают из пергамента. Эта работа очень выделяется из всех остальных картин Кранаха. Взгляд Христа поражает своим психологизмом и просто приковывает к себе.




Уходя с выставки, еще раз обратите внимание на проекцию герба Кранахов — крылатого дракончика с короной. Не правда ли идеальная подпись?

2 комментария :