четверг, 7 января 2016 г.

Дом С.П. Рябушинского – перекресток эпох. Интервью.





Есть в Москве совершенно особенное место, чудо архитектуры, блестящий образец модерна. Это дом С.П. Рябушинского (сейчас музей М. Горького). Заходишь сюда и попадаешь в волшебный мир - мир символов, витражей и гармонии. Этот, один из самых красивых домов Москвы, стал местом, где переплелись судьбы трех великих людей. Я поговорили с заведующей музея, к.ф.н., Демкиной Светланой Михайловной, и она рассказала об удивительной истории особняка.



Особняк С.П. Рябушинского – один из самых необычных и красивых домов в Москве.  Расскажите, пожалуйста, об истории его создания.  

Этот дом имеет очень интересную судьбу на стадии замысла. Первым хозяином дома стал Степан Павлович Рябушинский. Это был замечательный человек: умница, меценат, реставратор икон, археолог, коллекционер, миллионер и одновременно купец. В самом начале прошлого столетия он купил этот небольшой земельный участок в центре Москвы. Рябушинский  хотел иметь здесь не просто дом, а целую усадьбу, свой мир. Для воплощения этих целей он приглашает знаменитого, очень модного и необычайного одаренного архитектора – Федора Осиповича Шехтеля. Рябушинский дал Шехтелю полною свободу творчества. Он знал уровень  мастерства, философию архитектора и полностью доверял ему. В результате дом Рябушинского стал пиком творчества Шехтеля, его идеальным творением.
 
C.П. Рябушинский с семьей




Расскажите, пожалуйста, об интерьере дома.

В архитектуре и интерьерах этого дома Шехтель запечатлел эпоху. Приглушенные цвета, мягкие линии и изгибы- все это символика Серебряного века. Интерьер дома был продуман до мельчайших нюансов. Стеклянный потолок  - один из первых в Москве, цветные витражи- дополнительные источники цвета. Маленькие улиточки в декоре кабинета – символ успеха, пожелание добра хозяину. Парадная мраморная лестница выполненная в форме волны. Она вскидывает высоко вверх люстру-медузу. Зеленоватые стены и приглушённое освещение дополняют картину подводного мира.
Шехтель построил для Рябушинского не просто дорогой дом, чтобы все видели богатство его владельца. В доме были воплощены изысканные недорогие вещи, которые стали образцом вкуса. Особняк также был прекрасно технически оснащен. Здесь использовались инженерные новации: система вентиляции, электричество. На участке существовал гараж, так как Рябушинский был одним из основателей московского автомобильного завода и у него была своя машина.




В доме есть «тайные помещения». Например моленная –захватывающее своей красотой и энергетикой место. Почему Шехтель проектировал дом так, чтобы моленная была спрятана от постороннего глаза?

Дело в том, что семья Рябушинского была старообрядческой. В то время, когда дом строился, старообрядчество было запрещено. Но по правилам в каждом доме у старообрядцев должна быть моленная комната. Поэтому Шехтель построил зашифрованную, архитектурно спрятанную моленную, которую не видно с улицы. Однако, к тому времени, как дом построили, старообрядчество разрешили и таинственность была больше не нужна.


Что происходило с особняком после Октябрьской революции и до того, как в нем поселился М. Горький? Почему М. Горький считал особняк нелепым и не очень любил его?

После революции семья Рябушинского уезжает за границу. Дом был национализирован и поступил в ведение Моссовета. Здесь находилось несколько казенных учреждений- детский сад, психоаналитический институт, Госиздат, отдел виз и паспортов, общество культурной связи с иностранцами. И только в 1931 году дом был предоставлен Максиму Горькому.
Дом действительно не нравился Горькому. Он не был близок его эстетическим вкусам. Важно помнить, что Горький был самоучкой. Он закончил всего два класса начального образования. У него был вкус человека, который всего достиг сам. К тому же, он долго жил в Петербурге, в городе классицизма, в котором гармония выражена традиционными античными средствами. Горькому казалось, что в доме всего слишком много, много извилистых линий и поворотов, излишняя декоративность. Ему было неловко, что его поселили здесь, когда вокруг "люди живут в бараках". К. И. Чуковскому тоже не нравился этот дом, он писал, что это «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла». Интересно, что сейчас людям наоборот кажется, что это очень простой дом.
Портрет А.М. Горького работы В.А.Серова

Насколько сильно изменилась внутренняя обстановка дома при Горьком?

В основном изменения в интерьере дома произошли после революции, до того, как здесь поселился Горький. Вся мебель была, к сожалению, утрачена. Однако архитектурный облик дома остался таким, как его строил Шехтель. Единственное серьезное изменение при Горьком -разборка камина. Горький уехал в Крым, а когда вернулся, камина уже не было. Официальная версия, что камин был разобран по совету докторов. Но никаких документов по этому поводу не осталось. Уверена, что это точно не было решением Горького, потому что писатель любил камины.
На самом деле особняку повезло, что в нем поселили Горького. После смерти писателя здесь не было ничего перестроено и дом сохранился как музей. Ведь в других подобных особняках сейчас размещены посольства или банки и туда просто так не пустят. А сюда бесплатно может прийти любой желающий.

Горького часто воспринимают как рупор советской власти. Наверное ни один писатель или поэт в России не был удостоен таких почестей – его именем называли города, улицы, парки. Сам же Горький назвал свои последние годы жизни в Советском Союзе «максимально горькими». В чем была трагедия жизни Горького?

На самом деле пик славы Горького пришелся не на советское время, а на его молодые годы - начало 1900-х. В это сейчас трудно поверить, но по популярности он отодвинул Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Когда они с Чеховым бывали вместе в театре, то автографы брали у Горького. Был ряд писателей, в том числе И. А. Бунин, которых называли «подмаксимками». Слава его была невероятная. А в 30-ые годы Горький был не свободен, он находился под постоянным наблюдением. За него решали, что делать, с кем говорить. Для него было мучительно видеть, что происходило со страной и молчать. В 1932 году началась массовая кампания по переименованию улиц, городов, библиотек, театров, парков в честь Горького. Писатель пытался шутить на этот счет. Человеку, который изведал истинную славу, были не нужны государственные почести. Самый сильный удар он получил в 1934 году, когда трагически умер его сын. Это была рана, от которой он так и не смог оправиться. Горький пережил сына всего лишь на 2 года.

Расскажите, пожалуйста, о состоянии особняка в настоящее время. Насколько сложно провести реставрационные работы в особняке? С какими трудностями вы сталкиваетесь в этом вопросе?

Последний раз научная реставрация особняка проводилась в 1980-ые годы. Реставрация памятника архитектуры такого уровня, которым является особняк Рябушинского, требует огромных денежных средств. Мы являемся отделом института мировой литературы. У него, конечно, таких денег нет. Нам хватает на поддержку какого-то базового состояния, оплату электричества, воды. В этом году удалось привести в нормальное состояние фасад.
Сейчас дом нуждается в комплексной реставрации -  подвальных помещений, наружных, интерьеров и  паркета. Но все это упирается в финансирование. Никаких косметических ремонтов в нашем музее делать нельзя.  Нужно либо делать как следует, либо вообще никак. Для реставрации необходимо проводить экспертизу, создать проект, собрать группу специалистов. Один только проект будет стоить очень больших денег, а его реализация еще дороже. Вопрос стоит о миллионах. Таких денег у самого музея нет и никогда не будет. Мы надеемся на чудо - либо крупный государственный грант, либо помощь со стороны частного  инвестора. А пока что мы стараемся поддерживать этот дом, потому что мы его любим, он для нас как живое существо. В 2018 году будет юбилей Горького, надеемся, что  это событие привлечет  больше внимания к нашему особняку. Мы должны сохранить музей для всех, для следующих поколений. Ведь это национальное достояние и мы все ответственны за его судьбу.



1 комментарий :

  1. Спасибо за такое хорошее интервью. Очень хочется верить, что чудо произойдет и музей будет отреставрирован!

    ОтветитьУдалить